Стабильность, мобильность, безопасность: что важно бизнесу в корпоративных коммуникациях
Мировой тренд на онлайн-коммуникации зародился в период пандемии. Спустя четыре года сотрудники постепенно вернулись в офис, но рынок унифицированных коммуникаций (UC) по-прежнему растет. По оценкам IDC, к концу 2024 года он составит 64 млрд рублей. Какие тренды на рынке UC есть уже сейчас? Чего ждать в следующем году? Какие решения выбирают пользователи? Об этом в интервью TAdviser рассказал Антон Тен, коммерческий директор коммуникационной платформы для бизнеса VK WorkSpace.
Тен
С чем связан стремительный рост рынка унифицированных коммуникаций?
Антон Тен: Во время пандемии, когда все резко перешли на удаленку, видео-конференц-связь и мессенджеры стали основным бизнес-инструментом для любой компании, от индивидуального предпринимателя до международных корпораций. Даже электронная почта, которой прочили скорую погибель, обрела второе дыхание. Люди поняли, что по видео, в мессенджерах и по почте можно не только общаться, но и эффективно работать. Все быстро привыкли к таким возможностям и сейчас, когда многие уже вернулись в офис, продолжают использовать эти инструменты. По оценкам исследования VK WorkSpace, до 2027 года среднегодовой рост рынка корпоративных коммуникаций составит 13%.
А как их используют сейчас?
Антон Тен: Сегодня корпоративные коммуникации в компаниях — это не просто удаленно встретились, обсудили вопросы и разошлись. Теперь это полноценный инструмент для совместной работы на всех уровнях, от рядовых сотрудников до членов совета директоров.
Например, можно проводить онлайн-совещания, а параллельно решать рабочий вопрос в мессенджере. А еще — устраивать голосования, утверждать отчеты, делиться файлами в облаке и вместе с коллегами редактировать документы. Эти инструменты уже сложно представить друг без друга, поэтому все больше компаний выбирает интегрированные решения, то есть несколько сервисов на одной платформе.
Почему пользователям интересен комплексный подход к коммуникациям?
Антон Тен: Тренд на интегрированные решения уже давно ввели западные компании — прежде всего Microsoft. По данным исследования VK WorkSpace, проведенного осенью 2024 года, 34% пользователей выбирают именно такой формат.
Главное преимущество интегрированных решений в том, что клиент получает единую точку входа для всех инструментов. Не нужно заводить сто учеток на разные сервисы, генерировать и хранить пароли — это упрощает работу системных администраторов и сотрудников.
Еще один плюс интеграции в том, что при обновлении одного продукта учитываются его связи с другими. Это поможет избежать таких ситуаций, когда, например, заказчик или интегратор сам связал почтовый сервер с сервисом ВКС, чтобы работать с календарями или адресной книгой, а после обновления сервера совместная работа разных систем развалилась.
Пример интегрированного решения, которое выбирают российские пользователи, — коммуникационная платформа для бизнеса VK WorkSpace. В нее входит электронная почта с календарем и адресной книгой, диск, мессенджер, видеоконференции, задачи и облачное хранилище со встроенным редактором документов. Все сервисы взаимосвязаны: например, вы можете назначить встречу в календаре и прикрепить к ней ссылку на документы, а второй участник получит сообщение по почте или в мессенджере.
А можно ли говорить, что корпоративные коммуникации стирают вертикальные границы внутри компании? Например, теперь любой сотрудник может через платформу легко назначить встречу руководителю.
Антон Тен: Я бы не сказал, что границы стираются. Все-таки коммуникации в компании зависят не от инструментов, а от корпоративной культуры, традиций, инструкций. Но если бизнес готов меняться и стирать границы, то инструменты UC в этом помогут.
Сейчас у клиентов VK WorkSpace есть запрос на групповые политики управления доступом в разных сервисах. Например, чтобы доступ к Календарю топ-менеджера был у ограниченного круга сотрудников. Так запланировать встречу или звонок смогут только другие руководители, личный помощник и сотрудники службы безопасности. Мы постепенно реализуем такие возможности в VK WorkSpace, и в будущем настроить доступ и права можно будет ко всем сервисам: Почте, Диску, Документам, Мессенджеру. Тогда получится сделать это очень тонко: например, дать доступ определенному человеку на определенное время, разрешить писать в мессенджере только рядовым сотрудникам или приглашать на встречи коллег из других отделов.
Один из драйверов развития рынка UC — уход западных компаний и укрепление позиций российских разработчиков. А какие сервисы сейчас востребованы у бизнеса? Что выбирают компании в зависимости от размера и сегмента рынка?
Антон Тен: По данным исследования VK WorkSpace, самый популярный инструмент у клиентов платформы — электронная почта. Ее продолжают использовать малые, средние, крупные и очень крупные компании из разных отраслей бизнеса. Следующий по популярности инструмент — сервис для видео-конференц-связи. С ним работают в основном малые и средние компании, а вот в крупных число пользователей этого продукта снижается.
Мессенджеры востребованы во всех сегментах и в компаниях любого размера. Если почту используют в основном для делового, формального общения, то мессенджеры — для оперативного.
А какие варианты размещения ПО выбирают пользователи?
Антон Тен: SaaS-решения доминируют во всех компаниях, кроме энтерпрайз-сегмента. Ключевая причина такого выбора — быстрое и простое подключение. Компании, в которых больше тысячи сотрудников, чаще всего выбирают On-Premises-решения. Это связано с тем, что у них обычно высокие требования к информационной безопасности и есть ресурсы на обслуживание таких систем.
Кстати, в последнее время и крупные предприятия все больше смотрят в сторону SaaS. Например, недавно компания «Русгидро» заключила договор с VK Tech на внедрение облачной версии платформы VK WorkSpace. На первом этапе компания и ряд ее дочерних предприятий (РЭСК, Камчатскэнерго, ЮЭСК, Магаданэнерго и ДЭК) переведут более 20 тысяч сотрудников на VK WorkSpace. К концу 2025 года в рамках развития проекта планируется довести общее количество пользователей сервиса до 40 тысяч.
При любом варианте размещения мы предлагаем безопасные и защищенные решения. Например, в SaaS-модели VK WorkSpace в почту встроен антивирус Касперского, антиспам- и антифишинговые программы. Мессенджер и звонки по ВКС защищены несколькими протоколами шифрования. А в On-Premises-версии клиенты получают интеграцию с DLP- и SIEM-системами компании, а также возможность развернуть систему, которая максимально бесшовно встраивается в текущую IT-инфраструктуру организации.
Мы слышали, что у VK WorkSpace еще есть гибридный вариант размещения IT-инфраструктуры. Расскажите о нем поподробнее.
Антон Тен: В последние полгода мы начали получать от клиентов запросы на гибридную модель поставки. Ее суть в следующем: заказчик арендует в выделенном сегменте нашего публичного облака IT-инфраструктуру и на ней разворачивает свой On-Premises-продукт. Он полностью им управляет, встраивает собственную IT-инфраструктуру, но инсталляция находится в облаке VK. Запросов на такой вариант размещения становится все больше, потому что инфраструктура и данные защищены, а компании при этом не нужно вкладываться в закупку железа, установку платформы активизации.
А кто основные заказчики гибридного варианта поставки?
Антон Тен: Вообще это универсальное решение для любой компании, но пока больше запросов от крупного бизнеса с несколькими тысячами сотрудников. В первую очередь потому, что управлять инфраструктурой в гибридной модели будет сам заказчик, по аналогии с On-Premises. А что касается сфер бизнеса, то это ретейл, энергетика, финансы, производство.
Еще один тренд в корпоративных коммуникациях — мобильность. Сотрудникам важно иметь доступ к инструментам в любой момент: пока едешь в офис, на работе, дома. Как это повлияло на рынок UC?
Антон Тен: Да, раньше было так: если ты в командировке, значит, в командировке, дозвониться не получится. Сейчас сотрудники стали доступны практически всегда и даже, как это ни печально, в отпусках: с ними можно связаться в мессенджере, по почте или по видео, в календаре.
Поскольку канал связи не один, часто работникам в течение дня приходится переключаться между сервисами до 1200 раз — это неудобно и отнимает время. Решить проблему можно с помощью корпоративных приложений, в которых собрано несколько сервисов. То есть сотрудник заходит на одну платформу — в браузере или мобильном приложении — и там работает с сервисами, которые ему нужны. Такое решение проще внедрить и им легче управлять.
У VK WorkSpace тоже есть такое приложение — VK Teams. В нем можно работать с электронной почтой, календарем, мессенджером, видеоконференциями и другими сервисами VK WorkSpace.
Скоро будет доступна интеграция VK Teams с офисной АТС. Это значит, что входящие звонки на офисный телефон переводятся в VK Teams, и сотрудник сможет говорить хоть со смартфона, хоть с ноутбука, через приложение или браузер. Также из VK Teams можно будет звонить на телефонные номера.
Еще мы разрабатываем возможность подключаться к ВКС через телефонный звонок на специально выделенный номер — конечно, без видео. Новые функции будут доступны на мобильных устройствах и ПК с любой операционной системой и во всех браузерах. Кстати, у наших клиентов уже есть возможность протестировать инструмент.
Как вы думаете, какой тренд в унифицированных коммуникациях будет точно развиваться в 2025 году?
Антон Тен: На мой взгляд, это тренд на экосистемы. Он есть сейчас и будет развиваться в будущем. Бизнесу важно получать интегрированные продукты от одного поставщика — с единой точкой входа и техподдержкой. В первую очередь потому, что это экономит ресурсы компании — на обслуживание системы и обучение сотрудников. Мы идем еще дальше и предлагаем рынку максимально коробочное решение: ПАК, который сами собираем и обслуживаем, в том числе и по гарантии.
Продукты VK WorkSpace — это технологичные, надежные и удобные инструменты с интерфейсом, понятным и сотрудникам, и администраторам системы. Наши разработки не уйдут с российского рынка. Скорее наоборот: мы постоянно расширяем набор сервисов — в этом году в VK WorkSpace появились новые сервисы VK Доска и Заметки. А также развиваем технологические партнерства — например, недавно компания VK подписала соглашение о технологическом партнерстве с Р7-Офис. Это позволит комфортно работать с документами в привычной экосистеме. Корпоративные клиенты VK Tech получают доступ к решениям Р7 за счет интеграции с VK Workspace.
Узнайте больше о всех возможностях VK WorkSpace для вашего бизнеса на сайте и запланируйте демо.